Казалось бы, еще недавно малыш был совсем крохотным и ничего не умел, а теперь он сильно подрос, совершает первые шажки и увлеченно познаёт мир. Вот некоторые интересные факты:
- С рождения до 5–6 месяцев вес ребенка увеличивается вдвое, а с рождения до года – втрое.
- Головной мозг увеличивается вдвое. В основном он растет за счет мозжечка – отдела, отвечающего за моторику.
- У годовалого ребенка может быть до 8 молочных зубов. А зачатки всех остальные уже давно «спят» в челюсти и готовы прорезаться в свое время.
Физическое развитие
Физическое развитие в первый год жизни ребенка оценивают по четырем основным параметрам:
- Длина тела;
- Вес;
- Окружность головы;
- Окружность грудной клетки.
Кроме того, важно, чтобы эти показатели были друг другу пропорциональны.
Масса тела у здоровых доношенных новорожденных в норме может быть от 2,5 до 4,4 кг. В первые 3–4 дня она уменьшается на 6–8%. Не нужно пугаться: это так называемая физиологическая убыль веса. Она происходит из-за того, что организм малыша теряет жидкость с мочой, меконием, во время дыхания и через кожу. Вскоре вес восстанавливается, а потом начинает расти, и довольно интенсивно: по 150–250 граммов в неделю в первые 6 месяцев и по 100–150 граммов до года.
В интернете можно найти много графиков, таблиц и прочих материалов по поводу того, как должна происходить прибавка массы тела в первый год малыша. Не стоит переживать, если ребенок в какие-то недели немного отклонился от «нормы», и при этом хорошо ест, спит, нормально развивается. Все «нормы» в данном случае – приблизительные.
Длина тела (обратите внимание: в отношении маленьких детей используют именно такой термин, «рост» появляется только после 2 лет) при рождении в норме может составлять от 46 до 56 см. В первые полгода жизни она увеличивается на 16 см, а к году – еще на 8 см. В среднем длина тела годовалого ребенка составляет 75 см. Она удваивается по сравнению с длиной тела при рождении только к 4 годам, достигая 100 см.
Окружность головы при рождении составляет 34–36 см, окружность грудной клетки – 32–34 см. К году окружность головы увеличивается в среднем до 46 см, а окружность грудной клетки – до 47 см.
Нередко можно встретить перцентильные диаграммы для оценки параметров физического развития детей первого года, как на рисунке справа. Их составляют для длины тела и роста, обычно отдельно для мальчиков и девочек. Несмотря на сложный внешний вид, пользоваться ими довольно просто:
- Зеленая линия посередине обозначает средние значения. Если показатели ребенка в них попадают – всё в порядке.
- Красные линии – значения выше и ниже нормы. Рекомендуется посетить педиатра и проконсультироваться.
- Черные линии по краям – очень высокие и очень низкие показатели. Нужно немедленно обратиться к педиатру.
Как измерить длину тела и вес ребенка до года? Детей до года взвешивают на специальных детских весах, которые устанавливают на столе – такие можно встретить в кабинете любого педиатра. Малышей до 6–7 месяцев укладывают на весы, деток постарше можно усадить. Перед взвешиванием весы нужно отрегулировать и убедиться, что они стоят ровно горизонтально. Ребенка по возможности полностью раздевают и помещают на лоток, укрытый пеленкой. При этом вес пеленки (и одежды, если малыш был одет) важно вычесть из общей массы. Чтобы получить точную массу тела, ребенка рекомендуется взвешивать с утра, пока он не поел, после мочеиспускания и дефекации. Длину тела у детей до года измеряют на специальном горизонтальном ростомере. Малыша укладывают так, чтобы его голова соприкасалась с неподвижной планкой и верхний край наружного слухового прохода находился на одном уровне с краем нижнего века. Выпрямляют ножки, прижимают к ним подвижную планку. Расстояние между неподвижной и подвижной планками – это и есть длина тела. |
Психическое развитие
Развитие психики в 1 год жизни ребенка – это сложный процесс, который состоит из разных компонентов и на который влияют многочисленные факторы. Уже на 1 году жизни простейшие реакции заменяются всё более сложными, малыш начинает выполнять самостоятельные действия, овладевает новыми умениями, вырабатывает коммуникативные навыки. В период развития ребенка первого года жизни формируются следующие навыки:
- В 1 месяц малыш умеет сообщать о том, что испытывает боль, дискомфорт, голод или недовольство, только одним способом – плачем и криком. Он успокаивается, когда родители устраняют причину: кормят, берут на руки, ласково разговаривают, меняют подгузники.
- В 2 месяца малыш улыбается и отвечает на улыбку родителей.
- В 3 месяца возникает так называемый комплекс оживления. Когда рядом с ребенком появляются взрослые и начинают разговаривать, он активно двигает ручками и ножками, улыбается, смеется.
- В 4 месяца малыш поворачивается, когда произносят его имя, рассматривает свое отражение в зеркале, радуется во время игр со взрослыми и громко смеется, когда его развлекают, плачет, оставшись в одиночестве.
- В 5 месяцев поворачивается в сторону, откуда слышит разговор, узнаёт знакомых взрослых, тянет к ним ручки.
- В 6 месяцев протягивает ручки, тем самым прося чтобы его взяли на руки, плачет, когда у него забирают игрушки, демонстрирует настороженность, когда к нему подходят незнакомцы.
- В 7 месяцев малыш начинает различать веселые и строгие нотки в речи взрослых, прижимается к родителям, демонстрируя любовь.
- В 8 месяцев с интересом наблюдает за взрослыми, начинает плакать, когда находившиеся рядом мама или папа уходят.
- В 9 месяцев у ребенка появляются первые предпочтения в играх, еде. Он понимает, когда его ругают, и начинает плакать.
- В 10 месяцев понимает, когда его хвалят, когда с ним прощаются, обнимает родителей.
- В 11 месяцев пытается подражать родителям, перестает выполнять действия, когда за них ругают.
- В 12 месяцев обнимает и целует родителей, повторяет действия, над которыми смеются родители, с интересом рассматривает свое отражение в зеркале, играет с ним.
Речевое развитие
К году словарный запас малыша невелик – он может достигать от 3 до 20 слов. Чаще всего ребенок произносит «мама», «папа» и еще два каких-нибудь простых слова. Но понимает он намного больше слов.
В общих чертах речевое развитие ребенка в 1 год по месяцам выглядит так:
- В 1 месяц: малыш умеет лишь выражать недовольство криком. В месяц может произносить простые звуки: «ах», «эх», «ух».
- В 1,5 месяца: некоторые дети с этого возраста начинают гулить. Они произносят слоги «гу», «агу», «гы».
- В 2 месяца: гулит, «воркует» в ответ на обращенную к нему речь взрослых.
- В 3 месяца: увеличивается число произносимых звуков. Крик малыша различается по «интонации», когда ему хочется есть, больно или он устал.
- В 4 месяца: пищит, воркует, пытается привлекать внимание взрослых и радуется, когда произносит те или иные звуки. Когда взрослые его развлекают, громко смеется.
- В 5 месяцев: довольно четко произносит различные отдельные слоги, «разговаривает» сам с собой.
- В 6 месяцев: смеется, лепечет, воркует, радостно кричит, произносит некоторые слоги.
- В 7 месяцев: пытается привлекать внимание взрослых теми или иными звуками. Лепет включает слоги «на», «ба», «ма», «ва», «ла».
- В 8 месяцев: может произносить простые слова: «мама», «папа», «тата». Пытается подражать различным звукам.
- В 9 месяцев: «словарный» запас в среднем составляет 8 слогов.
- В 10 месяцев: более четко произносит слова «мама» и «папа», повторяет звуки, которые произносят взрослые. Лепет становится всё более разнообразным. Понимает, что обращаются к нему, когда произносят его имя.
- В 11 месяцев: осмысленно произносит слова «мама», «папа». Понимает, когда ему что-то запрещают.
- В 12 месяцев: осмысленно говорит от 2–3 слов, умеет выполнять просьбу «принеси мне игрушку», пытается подпевать, когда слышит песню.
Моторика
Моторикой называют двигательную активность организма. Она бывает крупной и мелкой. Крупная моторика – это движения, во время которых задействованы крупные скелетные мышцы, например, ходьба, прыжки, повороты головы, ползание и др. Мелкая моторика – это выполнение мелких, точных и скоординированных движений, в первую очередь пальцами и кистями рук.
Оба вида моторики одинаково важны. У ребенка до года их развитие в общих чертах выглядит следующим образом:
Возраст |
Крупная моторика |
Мелкая моторика |
1 мес. |
Тонус мышц в целом повышен, особенно сгибателей. К концу первого месяца малыш немного и ненадолго приподнимает голову, когда лежит. |
Ладошки большую часть времени сжаты в кулачки. Хорошо выражен хватательный рефлекс: если прикоснуться чем-нибудь к ладошке малыша, то он крепко сжимает кисть, пытается ухватить. |
2 мес. |
Поднимает голову, когда лежит на животике, и удерживает ее непродолжительное время. Активно «дрыгает» ножками, когда лежит на спинке. |
Ладошки становятся полураскрытыми. Тянет ручки к игрушкам, умеет трясти сжатой в руке погремушкой. |
3 мес. |
В положении лежа на животе может дольше минуты удерживать голову в вертикальном положении. Удерживает голову, когда находится в вертикальном положении. |
Тянется к игрушке, висящей у него перед лицом, может по ней ударить, но ухватить пока не получается. Двигает пальчиками на руках, рассматривает их. |
4 мес. |
Поднимает голову и плечики, когда лежит на животике. Способен перевернуться с животика на спинку с помощью родителей. |
Хватает предметы, до которых может дотянуться, и сразу тянет их в рот. Рассматривает свои ручки, играет с ними, складывает ладошки вместе. |
5 мес. |
Сам переворачивается с одного бока на другой, с животика на спинку. |
Одной рукой держит игрушку, а другой ощупывает ее, изучает. Если видит близко движущийся предмет, то старается его ухватить. |
6 мес. |
Если дать малышу свои пальцы и попытаться подтянуть его из положения лежа в положение сидя, он будет крепко держаться. Сидит с помощью подушек или другой опоры. Пытается подниматься на четвереньки и раскачиваться. В положении лежа может тянуться за игрушкой одной рукой, второй опираясь о поверхность. |
Взяв игрушку, ощупывает ее, стучит по столу или другой поверхности, трясет. Сам держит бутылочку. Если уже держит одну игрушку и пытается схватить другую, то роняет первую. |
7 мес. |
Когда лежит на спине, подтягивает к себе ножки и играет с ними. Умеет сам переворачиваться со спины на живот. |
Захватывает игрушки и другие предметы только пальчиками, а не всей ладонью. Умеет одновременно играть с двумя игрушками. Держит в ручках печенье. |
8 мес. |
Умеет сидеть без поддержки, сохраняя равновесие и опираясь на ручки. Самостоятельно садится, пытается вставать, опираясь на разные предметы. Ползает назад «по-тюленьи». |
Указывает пальчиком на предмет, играет в «ладушки», откладывает в сторону одну игрушку перед тем, как взять другую. Захватывает предметы большим, указательным и средним пальцам. Стаскивает с ножек носочки. |
9 мес. |
Сам садится и уверенно сидит. Активно ползает взад-вперед, по кругу. При поддержке со стороны взрослых может встать и сделать несколько шагов. |
Учится захватывать предметы указательным и большим пальчиками. Ест пальчиками. Умеет вытаскивать игрушки из коробки, специально бросает их. |
10 мес. |
Активно и уверенно ползает на четвереньках. Пытается вставать с опорой и делать первые шаги, умеет садиться из положения стоя. |
Берет чашку двумя руками, захватывает ложку за ручку. Катает мяч по поверхности, берет два предмета и ударяет ими друг о друга. |
11 мес. |
Ходит боком с опорой. Может сделать несколько шагов с помощью родителей. |
Показывает рукой и пальцем на предмет, который его заинтересовал. |
12 мес. |
В этом возрасте некоторые дети начинают самостоятельно ходить. Многим по-прежнему нужно держаться за опору или руку родителя. |
Держит в руке карандаш и чиркает им на бумаге. Хлопает в ладошки. |
Режим дня
С первых месяцев жизни для малыша важен правильный распорядок дня, потому что это способствует здоровому росту и развитию, с раннего возраста закладывает полезные привычки. Примерно так выглядит режим питания (по большей части для искусственного вскармливания – кормления грудью обычно проводят по требованию), сна и бодрствования у детей на первом году жизни:
Возраст (в месяцах) |
0–3 |
3–6 |
6–9 |
9–12 |
Число кормлений в сутки |
6–7 |
5–6 |
5 |
4–5 |
Интервалы между кормлениями (часы) |
3–3,5 |
3,5–4 |
4 |
4 |
Перерыв между кормлениями на ночь (часы) |
6–6,5 |
6,5–8 |
8 (при продолжительности сна 11 часов в сутки) |
8 (при продолжительности сна 10–11 часов в сутки) |
Максимальная длительность эпизодов бодрствования (часы) |
1–1,5 |
1–1,5 |
2–2,5 |
2,5–3 |
Количество эпизодов сна в сутки |
4 |
4 |
3 |
2 |
Продолжительность эпизодов сна (часы) |
1,5–2 |
1,5–2 |
1,5–2 |
до 2 часов |
Общая продолжительность сна в течение суток (часы) |
17,5–18,5 |
16,5–17,5 |
15–16,5 |
14,5–15,5 |
Что умеет малыш в 1 год?
Подводя резюме вышесказанному, перечислим, что умеет ребенок в 1 год:
- осмысленно произносит 2–3 слова и более;
- сидит, встает, начинает ходить;
- удерживает в руке карандаш и пытается чиркать им на бумаге;
- понимает и выполняет просьбу «принеси мне эту игрушку/этот предмет», другие простые просьбы;
- приносит и вручает родителям книгу, когда хочет, чтобы ему почитали;
- плачет, когда родители уходят;
- демонстрирует стеснительность и недоверие, когда приходится общаться с незнакомыми людьми;
- помогает родителям руками, ногами, когда его одевают;
- имеет любимые игрушки;
- пытается повторять слова, которые произносят взрослые;
- копирует жесты и движения взрослых;
- играет с предметами, сталкивает их друг с другом;
- правильно использует чашки и другие предметы;
- вынимает предметы из коробки и складывает их обратно;
- находит спрятанные предметы;
- ест разнообразные продукты, в том числе некоторые фрукты, овощи;
- пытается есть самостоятельно, без помощи взрослых;
- умеет тщательно пережевывать пищу.
Когда начинать беспокоиться?
Не стоит переживать, если малыш овладевает какими-либо навыками с задержкой. Все дети разные, и темпы развития у всех тоже различаются. Но можно перечислить некоторые основные «красные флаги». Если к году ребенок не овладел некоторыми навыками, нужно обратиться к педиатру:
|
Здоровье годовалого ребенка
Можно дать много рекомендаций, которые помогут малышу расти здоровым, активным, жизнерадостным и заложат фундамент для крепкого здоровья на всю последующую жизнь. Об этом можно написать целую книгу, и многие рекомендации родители получают от педиатров. Здесь перечислим только основные принципы:
- Лучшей пищей для маленького ребенка является молоко матери. Оно удовлетворяет все потребности организма до 6 месяцев. И оно по-прежнему остается основой питания в 6–12 месяцев, хотя в это время рацион малыша существенно расширяется, и он знакомится со многими новыми вкусами. Не стоит отказываться от кормления грудью и переходить на смеси, если в этом нет явной необходимости.
- Кормить ребенка нужно не спеша, терпеливо, поощрять его пробовать новые виды пищи (в соответствии с возрастными рекомендациями). Перекармливать и кормить насильно не нужно, и в то же время надо следить, чтобы малыш не был голоден.
- Поощряйте физическую активность ребенка. Конечно, он пока еще не может бегать и играть как «большие» дети, но ему тоже необходимы движения. Любая активность способствует развитию, помогает овладевать новыми навыками, делает сильнее и крепче.
- На первом году жизни ребенок не должен проводить время возле экрана телевизора, компьютера, гаджетов. Эксперты из Американской академии педиатрии (AAP) рекомендуют, чтобы дети до 18 месяцев никак не взаимодействовали с этими устройствами и не смотрели в них. Можно только проводить видеочаты, например, чтобы пообщаться с родственником, который далеко живет.
- Следите, чтобы ребенок полноценно отдыхал и спал положенное количество часов.
- Очень важна гигиена ребенка. Его нужно приучать регулярно купаться, мыть руки. С появлением первого зуба рекомендуется приобрести специальную зубную щетку и зубную пасту для младенцев и начинать чистки.
Какие специалисты и обследования нужны ребенку в 1 год?
Чаще всего на первом году жизни малышу предстоит встречаться с врачом-педиатром. Этот доктор должен посетить малыша в ближайшие дни после выписки из роддома, а затем его нужно посещать ежемесячно. Осмотры других врачей-специалистов проводятся два раза: в 1 и 12 месяцев. Всё это регламентировано Приложением №1 к Порядку проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних в РФ (Приказ 514 Н).
График, прописанный в приложении, выглядит следующим образом:
Возраст |
Осмотры врачей |
Анализы и исследования |
Новорожденный |
Педиатр |
Нужно провести следующие исследования, если они не проводились ранее:
|
1 мес. |
|
УЗИ:
Если ранее не был выполнен аудиологический скрининг, то его нужно провести. |
2 мес. |
Педиатр |
Общие анализы крови и мочи. Если ранее не был выполнен аудиологический скрининг, то его нужно провести. |
3 мес. |
Педиатр, детский травматолог-ортопед |
Общие анализы крови и мочи. Если ранее не был выполнен аудиологический скрининг, то его нужно провести. |
4 мес. |
Плановые ежемесячные осмотры врача-педиатра |
|
5 мес. |
||
6 мес. |
||
7 мес. |
||
8 мес. |
||
9 мес. |
||
10 мес. |
||
11 мес. |
||
12 мес. |
|
Общие анализы, крови и мочи, ЭКГ |
Педиатр во время осмотра оценивает общее состояние и развитие малыша, измеряет его длину тела и вес, окружность головы и грудной клетки, выслушивает легкие и сердце с помощью фонендоскопа. Врач дает родителям рекомендации по уходу за ребенком, питанию, распорядку дня. Ему можно задать все вопросы, касающиеся детского здоровья.
В клинике «Наше время» работают детские врачи, которые придеживаются принципов доказательной медицины и современных международных рекомендаций. У них можно получить максимально компетентную, достоверную информацию.
Какие прививки нужны ребенку в 1 год?
На первом году жизни детей вакцинируют очень активно. Ведь иммунная система малыша – пока еще практически «чистый лист», она не умеет бороться с опасными инфекциями и защищать от них. В течение трех последних месяцев беременности материнские антитела попадают через плаценту в организм ребенка и обеспечивают временную защиту после рождения. Ключевое слово тут – «временная». Держится такой пассивный иммунитет от нескольких недель до нескольких месяцев.
Стандартная схема иммунизации в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок РФ выглядит следующим образом:
- Уже в первые 24 часа жизни малыша вакцинируют против вирусного гепатита B. Вторая вакцинация следует в 1 месяц, третья – в 2 месяца для детей из группы повышенного риска и в 6 месяцев для всех остальных. В 12 месяцев еще раз вакцинируют только детей из группы повышенного риска.
- На 3–7 день жизни проводят вакцинацию против туберкулеза. Ревакцинация потребуется нескоро – только перед школой, в 6–7 лет.
- В 2 месяца детям делают прививку против пневмококковой инфекции – опасного заболевания, ответственного примерно за 80% всех пневмоний. Вторую дозу вакцины вводят в 4,5 месяца.
- Первая вакцинация против полиомиелита требуется в 3 месяца, вторая – в 4,5 месяца, третья – в 6 месяцев. Потом с 18 месяцев начинают ревакцинацию.
- По той же схеме – в 3, 4,5 и 6 месяцев – прививают против столбняка, коклюша и дифтерии. Это знаменитая АКДС.
- С 6 месяцев всем детям, как и взрослым, рекомендуется ежегодно прививаться против гриппа. Это помогает предотвратить заражение и тяжелое течение заболевания.
- В 12 месяцев нужно сделать прививку против кори, краснухи и эпидемического паротита («свинки»).
- Против гемофильной инфекции необходимо прививать только детей из группы риска. Первую дозу вакцины вводят в 3 месяца, затем в 4,5 и 6 месяцев.
Эксперты из «Союза педиатров России» разработали собственный «Идеальный график вакцинации». В него входят некоторые прививки до года, которых нет в Национальном календаре (в нашей стране они включены только в некоторые региональные календари):
- Против ротавирусов – основных возбудителей кишечных инфекций у детей, – рекомендуется провести три вакцинации до 8 месяцев, при этом первая прививка должна быть сделана до 3 месяцев жизни (12 недель).
- Против менингококковой инфекции первую прививку делают в 9 месяцев, вторую – в 12 (через 3 месяца после первой). Потом после двух лет показана однократная «догоняющая» вакцинация. Если вакцинация проводится после 2 лет жизни, то достаточно одной прививки.
- Если ребенок находится в группе повышенного риска по заражению клещевым энцефалитом, например, живет в сельской местности, часто выезжает с родителями на природу, то с 12 месяцев можно прививать против этой инфекции. Ревакцинация требуется раз в 3 года.
«Не опасно ли вводить ребенку за такое короткое время сразу так много вакцин? Не перегрузят ли они иммунную систему?» Родители часто спрашивают об этом педиатров, но переживать тут совершенно не о чем. Вакцины – это лишь капля в море всех антигенов, с которыми приходится «знакомиться» детской иммунной системе на первом году жизни. Ведь вирусы и бактерии повсюду: в воздухе, на поверхности предметов, даже на коже людей. Иммунитет ежедневно отражает множество атак. Это его естественная функция, и даже от нескольких прививок, сделанных в один день, ничего страшного не произойдет. |
Уход за малышом
Уход за ребенком первого года жизни складывается из режима, здорового и полноценного питания, гигиенических процедур, игр, полноценного сна, прогулок на свежем воздухе. Вы всегда можете обратиться за советом к опытным педиатрам в клинике «Наше время». Наши врачи знают, насколько трудно бывает родителям малыша, особенно если это первый ребенок, как сложно разобраться в огромном потоке информации. В нашей клинике всегда можно получить подробные ответы на все вопросы и компетентные рекомендации.
Как организовать кормление?
Основной пищей малыша является грудное молоко. Оно содержит все питательные вещества, обеспечивающие потребности ребенка первого года жизни для нормального роста и развития. Средний объем кормлений выглядит следующим образом:
Возраст в месяцах |
Суточный объем кормления в мл |
Объем кормления на 1 раз в мл |
до 1 мес. |
500–650 |
70–110 |
1–2 |
700–800 |
110–140 |
2–3 |
800–900 |
130–160 |
3–4 |
900–1000 |
150–180 |
5–12 |
1000 |
180–210 |
Но не нужно строго, до каждого миллилитра, придерживаться этих цифр и кормить малыша насильно или, наоборот, прерывать кормления, хотя ребенок явно не наелся. Нужно помнить о двух основных признаках того, что ваш малыш получает достаточно питания:
· он нормально набирает вес;
· у него нормальные частота и объем мочеиспусканий.
С 4–6 месяцев начинают вводить прикорм. Врач-педиатр подробно расскажет, какие продукты и в какой последовательности давать. Основные правила классического педиатрического прикорма:
- введение новых продуктов нужно начинать с 0,5–1 чайной ложки;
- промежуток между двумя новыми видами прикорма должен составлять не менее 3–5 дней;
- начинают с овощных пюре (у детей с нормальным и избыточным весом) или каш (при низком весе);
- начинают с монокомпонентных пюре, в состав которых входит только один овощ, например, кабачки, цветная капуста, брокколи;
- с 5 месяцев можно переходить на многокомпонентные пюре;
- каши поначалу тоже используют монокомпонентные, безмолочные, безглютеновые;
- блюда для прикорма должны представлять собой однородную массу, а пищу с кусочками можно начинать давать только с 9–10 месяцев;
- не рекомендуется вводить прикорм за неделю до вакцинации и в течение недели после нее, а также во время болезней;
- нельзя сразу давать два новых прикорма;
- если ребенок отказывается от прикорма, то нужно его отложить и попробовать снова ввести спустя некоторое время;
- не рекомендуется дважды в день давать одно и то же блюдо прикорма;
- блюдо должно быть теплым, его подают в тарелке и кормят ребенка с ложечки.
Как общаться и гулять с ребенком?
В теплое время года малыша можно вынести на первую прогулку практически сразу после выписки из роддома. В первый раз достаточно провести на свежем воздухе 15–20 минут. Затем каждый день продолжительность можно увеличивать на 10 минут и постепенно довести ее до 2–3 часов. Если на улице очень холодно, то поначалу рекомендуется «гулять» на балконе или лоджии.
Особенности детей 1 года в том, что механизмы терморегуляции в их организме несовершенные, поэтому они плохо переносят жару и холод, у них легко возникают солнечные ожоги и обморожения. Если температура на улице 25° C и выше, то нужно надевать легкую одежду или выносить малыша в одном подгузнике. Козырек коляски должен быть поднят, чтобы обеспечить тень. При температуре 10–12° C и ниже ребенок должен быть хорошо укутан.
Рекомендации по общению с детьми на первом году:
- Чаще разговаривайте с малышом, начиная с самых первых дней жизни.
- Когда ребенок издает звуки – отвечайте ему. Можно повторить этот звук и добавить слова. Это способствует развитию речи.
- Читайте малышу книги.
- Пойте ему песни, играйте или включайте приятную музыку.
- Обязательно находите время, чтобы держать ребенка на руках, обнимать его. Это создает у него чувство заботы и защищенности.
Частые проблемы
- Проблемы с кормлениями. Ребенок может есть очень плохо, часто переедать, сильно срыгивать, отказываться от прикорма и пр.
- Колики – состояние, при котором у ребенка возникают частые и продолжительные эпизоды беспокойства, плача без видимых причин. Обычно начинают беспокоить в 2–3 недели жизни и полностью самостоятельно проходят к 5 месяцам.
- Пеленочный дерматит – раздражение кожи, обычно в области ягодиц и внутренней поверхности бедер. Проявляется в виде покраснения, могут возникать пузырьки, шелушение.
- Пищевая аллергия на белок коровьего молока может возникнуть с самого раннего возраста, с 3х месяцев возможны аллергические реакции на другие продукты (в основном у детей с атопией). Может проявляться в виде покраснения щек, крапивницы, частых срыгиваний, частого жидкого стула, у некоторых малышей возникает склонность к запорам.
- Нарушения сна могут быть вызваны различными причинами. Мы рассказывали о них в статье “Что делать, если ребенок не спит ночью”.
Советы родителям
Дадим еще два полезных совета для мам и пап малышей на первом году жизни:
- Не старайтесь быть идеальными родителями. Примите как факт то, что вы не всегда всё будете успевать, иногда будете совершать ошибки. Это нормально.
- Не стесняйтесь обращаться за советами. К старшим родственникам, более опытным родителям. И, конечно же, к врачу-педиатру. У доктора можно спросить обо всём, что касается детского здоровья, развития, ухода, режима дня, кормления и пр. Специалисты в клинике «Наше время» всегда готовы дать подробные компетентные ответы. Для наших врачей не существует “глупых” вопросов со стороны родителей, все вопросы важны.
Главное
- На первом году в жизни малыша происходят грандиозные изменения. Он быстро растет, развивается.
- Зная о нормах физического и психомоторного развития, не нужно воспринимать их как что-то высеченное в камне. Все малыши разные, каждый растет и развивается в своем темпе.
- Если вам кажется, что с вашим ребенком что-то не так, что он плохо развивается, то первый, к кому нужно обратиться за советом – врач-педиатр.
- На первом году профилактические осмотры у педиатра происходят ежемесячно. Он расскажет, в какие сроки нужно посетить других врачей-специалистов, пройти исследования и сдать анализы.
- Не забывайте своевременно вакцинировать малыша – это помогает защитить его от опасных инфекций. График вакцинации также можно уточнить у педиатра.
- Не старайтесь быть идеальными родителями. Примите как неизбежный факт, что вы не знаете всего, не можете всё успеть и иногда ошибаетесь. Несмотря на всё это – вы лучшие мама и папа для вашего ребенка, потому что никто не знает о нем и о его здоровье столько, сколько вы.
Источники:
- Пособие для родителей по вскармливанию и уходу за ребенком раннего возраста / ГБОУ ДПО Российская медицинская академия последипломного образования Минздрава России, 2018
- Физическое развитие детей / Союз педиатров России
- Child growth standards/ World Health Organizetion
- Infants (0-1 year of age)/CENTERS FOR DISEASE CONTROL AND PREVENTION (CDC)
- First Year, 0-12 Months/Urban Child Institute (UCI)
- Арутюнян К.А., Бабцева А.Ф., Романцова Е.Б. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА / Благовещенск, 2011
- Перечень исследований при проведении профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних / Приложение N 1. Перечень исследований при проведении профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних / 13 июня 2019 г.
- Your toddler's developmental milestones at 1 year / Unicef for child