Уже с первых минут своей жизни, малыша ждет ряд диагностических процедур — оценивается вес, рост, физическое развитие и состояние здоровья. Оценку самого важного, а именно состояния новорожденного организма, позволяет произвести шкала Апгар, названная в честь ее создателя. По наблюдениям американского анестезиолога Вирджинии Апгар некоторые анестетики оказывали влияние не только на мать, но и на новорожденного. Это и побудило талантливого врача придать своим наблюдениям единую структуру, чтобы точно выяснить конкретные влияния препаратов на организм ребенка. В 1952 году была официально представлена шкала В. Апгар, ставшая незаменимой в практике не только анестезиологов, но и неонатологов. С ее помощью врач может быстро (примерно за 1 минуту) и относительно точно определить состояние здоровья малыша без помощи углубленной диагностики.
Разве в настоящий момент не существует более точных и современных методов диагностики?
Естественно, они есть. Но простота применения данной шкалы — это, так скажем, «долабораторный» и самый скорый анализ самочувствия малыша. Этому подтверждение — медицинские статьи, где наглядно сопоставляются количество набранных баллов по шкале Апгар и показатели газового состава крови.
Расшифровка шкалы Апгар
Для простоты запоминания необходимых критериев В. Апгар предложила использовать аббревиатуру из букв своей фамилии:
A – appearance (внешний вид ребенка)
Доктор оценивает кожу малыша обращая свое внимание на ее цвет. Наибольшее количество баллов маленький пациент получает только в том случае, если цвет кожи всего тела, ручек и ножек имеет розовую окраску. Бледность кожного покрова и/или цианоз (синюшность) свидетельствует о недостаточном кровоснабжении, что приводит к кислородному голоданию тканей. Соответственно, баллов по данному критерию выставляется меньше.
P – puls (пульс)
Подсчитывается частота сердечных сокращений в минуту. Самое большее количество баллов по шкале Апгар получает пациент с показателями 100 и больше. Все, что ниже 100 — оценивается меньшим баллом.
G – grimace (гримаса)
Данный параметр фиксирует рефлекторную реакцию малыша, а именно то, как ребенок реагирует на внешние раздражители. В тех случаях, когда доктор наблюдает ответ в виде гримасы, движений, кашля, чихания, громкого крика — это максимальный балл. Если у малыша обратная связь слабо выражена или отсутствует, выставляется оценка 1 или 0.
A – activity (мышечный тонус)
Нормальный мышечный тонус у здорового и доношенного малыша называют эмбриональной позой (руки согнуты во всех суставах, приведены к туловищу, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы кистей лежат под четырьмя остальными, ноги отведены в тазобедренных суставах, согнуты). Это благоприятный признак и максимальное количество баллов по Апгар. На атонию (или отсутствие тонуса), обычно, указывают вялые движения, полусогнутое положение ножек и ручек. Такое состояние оценивается в 1 или 0 баллов.
R – respiration (дыхание)
Регулярные дыхательные движения или громкий крик сигнализирует врачу о норме. В том случае, если новорожденный не дышит самостоятельно выставляется средний или минимальный балл.
Все врачи оценивают ребенка одинаково?
Беспристрастная оценка — очень важный момент, который напрямую влияет на количество баллов по шкале Апгар. При данных обстоятельствах, коллективное и коллегиальное решение специалистов — лучший выход из спорной ситуации. Оценка не должна быть завышена акушерами, что может быть вполне субъективно в силу возможных акушерских проблем во время родоразрешения. Одновременно с этим, оценка не должна быть занижена врачами неонатологами для, своего рода, «избыточной перестраховки». Нельзя забывать и про анестезиологов, переживающих за чрезмерное влияние препаратов анестезии для мамы на организм малыша. Объективная и беспристрастная оценка новорожденного по шкале Апгар дает точные данные, что необходимо для определения необходимого объема медицинской помощи в первые минуты жизни младенца.
Расшифровка по шкале Апгар
Резюмируя вышеописанные признаки в таблицу, врач выставляет баллы по каждому критерию. Далее, необходимо подсчитать их сумму.
A - Окраска кожного покрова:
0 баллов — бледность, цианоз (синюшность) тела и конечностей
1 балл — розовое тело, но присутствует бледность или акроцианоз (синюшность ручек и ножек)
2 балла — розовая кожа головки, тела и ручек
P - Частота сердечных сокращений:
0 баллов — полное отсутствие
1 балл — <100 ударов в минуту
2 балла — >100 ударов в минуту
G - Рефлекторная возбудимость:
0 баллов — ребенок не реагирует
1 балл — слабо выраженная реакция, в основном за счет гримасы или слабых движений
2 балла — реакция в виде активных движений, чихания, кашля или громкого крика
A - Мышечный тонус:
0 баллов — тонус отсутствует, ручки и ножки могут пассивно свисать
1 балл — тонус снижен, наблюдаются некоторые сгибания нижних и верхних конечностей
2 балла — выраженные активные движения или флексорная поза (руки и ноги прижаты к телу)
R - Дыхание:
0 баллов — отсутствие дыхания
1 балл — нерегулярные дыхательные движения, слабый крик, что свидетельствует о гиповентиляции (или ослабленном дыхании)
2 балла — ребенок дышит нормально, крик громкий
Оценка состояния по шкале Апгар
Оценка проводится 2-3 раза в зависимости от ситуации.
- Если малыш получил от 7 до 10 баллов в первые минуты появления на свет — это считается нормой, повторная оценка происходит через 5 минут.
- Если новорожденный получает ниже 7 баллов — ребенку требуется обязательное наблюдение специалистов и повторная оценка через 5 и 10 минут.
- Если оценка 3 и ниже — это повод, чтобы начать необходимые реанимационные мероприятия и спасать малыша.
Результаты каждого теста фиксируются в карточке новорожденного через дробь (к примеру «6/7»). Идеальные 10 баллов встречается редко.
После прохождения «экзамена» на отлично (7-10 баллов), малыша ждет первый долгожданный контакт с мамой в родильном зале, а затем перевод в палату.
Маленькие пациенты со средними результатами (в 5-6 баллов) остаются под наблюдением врачей и обязательно проходят повторные тесты через 5 и 10 минут. Как правило, их показатели становятся лучше, но если этого не происходит, решается вопрос о коррекции жизненно важных функций.
Низкая оценка на 5 минуте жизни по шкале Апгар указывает на стойкую гипоксию (или кислородное голодание тканей). Первый орган-мишень на который очень сильно оказывает влияние пониженное содержание кислорода в организме — головной мозг. Таким детям требуется срочная помощь. Благо, что современная реанимация шагнула далеко вперед, и даже в критических ситуациях, позволяет не только спасти новорожденного, но и предотвратить отдаленные последствия.
Самые популярные вопросы и ответы на них
- Можно ли считать, что ребенок родился совершенно здоровым, если у него высокий балл?
К сожалению, шкала Апгар не предназначена для более детальной диагностики врожденных заболеваний, а лишь первоначально оценивает состояние младенца.
- Данная методика применяется абсолютно ко всем новорожденным? Уместно ли применять ее у недоношенных малышей?
Шкала Апгар применяется для оценки абсолютно каждого рожденного в роддоме ребенка. Недоношенные детки требуют повышенного внимания докторов, поэтому здесь оценка играет особо важную роль. Данные помогают определить характер и объем медицинской помощи.
- Можно ли как-то «прогнозировать» развитие умственных способностей, опираясь на баллы шкалы Апгар?
В роддоме это сделать невозможно. Шкала предназначена только для оценки жизненно важных функций организма в первые минуты жизни.
- Если малыш получает минимальное количество баллов, правда ли, что ребенок будет иметь большие проблемы со здоровьем в будущем?
Не совсем. Для примера, есть научные данные, в которых отмечено, что у недоношенных детей с баллом 8, совершенно нет никаких гарантий быстро реабилитироваться. Поэтому у таких маленьких пациентов стоит регулярно оценивать витальные (жизненно важные) функции.
- Во всем мире детей оценивают только по шкале Апгар, или есть какие-то аналоги?
Некоторые страны действительно пользуются аналоговыми таблицами. К примеру, в англоговорящих странах иногда используется «How Ready Is This Child», что переводится как «насколько готов этот ребенок» или, к примеру, «American Pediatric Gross Assessment Record». Но даже при таком разнообразии шкал, у новорожденного оцениваются те же самые показатели.
- Есть ли смысл оценивать состояние ребенка по данной шкале после выписки из роддома?
Смысла нет, так как полученные данные актуальны только для акушеров, неонатологов, анестезиологов, непосредственно, после родов.
Интересные научные факты
- По поводу кесарева сечения: ряд исследований показывает — нет четкой взаимосвязи этого вида родоразрешения со снижением оценки по шкале Апгар.
- Современные препараты, используемые при наркозе у пациенток с кесаревым сечением, так же не оказывают негативного влияния на неврологический статус и основные функциональные показатели малыша.
- Применение эпидуральной анестезии не оказывает отрицательного влияния на ребенка.
- Имеются данные, которые подтверждают, что есть тесная связь между более поздними нарушениями функций головного мозга с нарушениями состояния здоровья ребенка в перинатальном периоде.
Выводы
- Шкала Апгар используется для определения состояния новорожденного и имеет ряд преимуществ, а именно скорость, точность и простоту.
- Оценка выставляется на основе вышеприведенных критериев в первые 1, 5, 10 минуту жизни и отражает жизненно важные функции организма малыша.
- Низкий балл по шкале Апгар при 1, 2 и 3 тесте сигнализирует врачам о необходимости начать лечение.
- Высокий балл не гарантирует безупречного здоровья человека в будущем.
- Оценку здоровья по Апгар проводят у всех новорожденных.
- Ценность применения шкалы Вирджинии Апгар убедительно подтверждается в течение многих лет, НО она НЕ МОЖЕТ являться единственным условием, определяющим подход к выбору дальнейшего лечения малыша.
Источники
Неонатология. Национальное руководство. Под ред. Н.Н. Володина. М: ГЭОТАР-Медиа 2007; 848.
Apgar V. The newborn (Apgar) scoring system; reflections and advice. Pediatr Clin North Am 1966; 13: 3: 645—650.
Шабалов Н.П., Ярославский В.К., Ходов Д.А., Любименко В.А. Асфиксия новорожденных. Л: Медицина 1990; 192.
Первичная и реанимационная помощь новорожденным детям. Методическое письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21.04.2010
Сапотницкий А.В., Шишко Г.А. Белорусская медицинская академия последипломного образования, Минск, Беларусь Проблемы диагностики асфиксии у недоношенных новорожденных с различными оценками по шкале Апгар 17.10.2011
Шелдон Б.К. Новорожденные высокого риска. М: Медицина 1981; 397.
Медицинский вестник Юга России Medical Herald of the South of Russia 2019, Влияние вариантов индукции общей анестезии при плановом абдоминальном родоразрешении на состояние новорожденных А.Н. Бирюков, А.Г. Климов, Е.Н. Ершов, О.В. Пащенко Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, Санкт-Петербург, Россия
Тезисы XVI Общероссийского семинара «Репродуктивный потенциал России: версии и контраверсии» и IX Общероссийской конференции «FLORES VITAE. Контраверсии неонатальной медицины и педиатрии» (7–10 сентября 2022 года, г. Сочи)