Врач-педатр, аллерголог Лесива Лика Игоревна расскажет нам много интересного про иммунитет с точки зрения доказательной медицины.
Работа иммунитета, конечно же, зависит от генетики, но это не что-то высеченное в камне раз и навсегда. В генах закодированы возможности, а реализуются они в разной степени и формах под влиянием окружающей среды. Даже у близнецов к 18-ти годам иммунная система находится в разном состоянии. Все зависит от того, с какими бактериями, вирусами и антигенами сталкивался организм, на чем его защитные механизмы успели «пройти обучение». Кто-то больше любил сидеть дома, а кто-то гладил на улице кошек и собак. Кто-то был у бабушки в деревне и ел немытые ягоды, а кто-то в это время питался исключительно магазинными продуктами.
На прием к нашим врачам часто приходят родители, у которых один ребенок часто болеет и начинает сопливиться и кашлять, чуть только «продует», а второй заражается редко. Мама и папа беспокоятся, что частые заболевания говорят о «слабом иммунитете» и просят назначить какое-нибудь лечение. Нас часто спрашивают: как поднять иммунитет ребенку?
На самом деле поводов для паники тут нет, по крайней мере, если банальная простуда не осложняется гнойным процессом.
В этой статье мы разберем, нужно ли укреплять иммунную систему, в каких случаях стоит обратиться к врачу, и чем «слабый иммунитет» отличается от настоящих иммунодефицитных состояний.
Что такое иммунная система?
Иммунная система человека устроена очень сложно (это одна из самых сложных систем организма) и пока еще не изучена до конца. На разных этапах ее развитие происходит с разной скоростью, она работает в режиме 24/7 и отражает атаки всевозможных патогенов, будь то банальный простудный вирус или грозный возбудитель гепатита. если объяснять работу иммунной системы простыми словами, то она распознает чужеродные вещества (антигены), вырабатывает против них антитела и запускает защитную реакцию.
Состояния, при которых иммунитет не может справляться со своими функциями, называются иммунодефицитными. Один из самых тяжелых случаев – когда организм не может защитить себя вообще ни от каких вирусов. Это тяжелый комбинированный иммунодефицит, его диагностируют у одного из 100 тысяч новорожденных. Микробы, безопасные для других людей, способны вызвать у такого человека тяжелую инфекцию.
У здоровых людей в организме есть иммунные клетки, выполняющие разные функции. Они созревают в красном костном мозге, селезенке, тимусе. Эти клетки, словно полицейские, постоянно патрулируют организм, и, заметив что-то чужеродное, сразу же бросаются в атаку:
- фагоцитирующие клетки буквально пожирают чужаков;
- антигенпредставляющие клетки пожирают микробов, «разбирают» их на отдельные антигены, выставляют эти антигены на своей поверхности и отправляются знакомить с ними солдат иммунной системы – T-лимфоциты;
- B-лимфоциты вырабатывают антитела, специфически направленные против определенного патогена;
- натуральные киллеры вводят в бактериальные клетки вещества, разрушающие их;
- система комплемента тоже разрушает микроорганизмы.
После победы над патогеном организм запоминает его – остается так называемая иммунологическая память. Поэтому после перенесенного заболевания или прививки при повторной встрече с возбудителем человек не болеет вообще либо переносит инфекцию в легкой форме. Правда, есть вирусы, которые умеют избегать полного уничтожения и сохраняться в организме долгие годы, например, ВПЧ (вирусы папилломы человека). Но это уже совсем другая история.
Вирусы, содержащие ДНК, относительно стабильны и при повторных встречах с иммунной системой выглядят для нее примерно так же, как раньше. А вот PHK-содержащие вирусы (к которым, к слову, относится и возбудитель COVID-19) частенько лишаются части генома или, наоборот, прихватывают лишнее, покидая зараженные клетки. За счет этого они быстро меняются, и при последующих встречах иммунитет может их «не узнать». Старые антитела уже не работают и даже могут причинить вред, приходится «знакомиться» с патогеном заново.
Врожденный и приобретенный иммунитет
Иммунная система новорожденного пока еще даже не начинала обучения, но в ней уже действуют простейшие механизмы защиты. Это так называемый врожденный иммунитет. Он работает достаточно быстро, эффективно, но неразборчив и на все «чужое» реагирует однотипно. его атаки не всегда спасают от болезнетворных вирусов и бактерий и способны навредить самому организму.
Защита становится полноценной, когда у ребенка развивается приобретенный, или адаптивный, иммунитет. Поначалу малыша защищают материнские антитела: иммунитет от матери к ребенку передается до рождения через плаценту, а впоследствии с грудным молоком. Постепенно начинают вырабатываться собственные иммуноглобулины.
Врожденный иммунитет – это что-то вроде пчелы, которой не нужно обучение, потому что у нее есть врожденные инстинкты. Эта линия обороны в организме начинает формироваться еще на первых неделях внутриутробного развития и наследуется от родителей на генетическом уровне. Ребенок получает собственные гены совместимости: они уникальны для каждого человека, как отпечатки пальцев и рисунок радужки глаз. Из-за этого разные люди по-разному переносят инфекции. Уже с ранних этапов развития в организме начинают работать антигенпредставляющие клетки, цитокины, NK-клетки (натуральные киллеры), макрофаги. Все они немедленно реагируют на бактерии и вирусы.
Адаптивный иммунитет в эволюционном смысле более молодой (он впервые появился у позвоночных животных), созревает дольше, реагирует медленнее. Но все это компенсируется его высокой эффективностью. Когда в организм проникают опасные патогены, врожденный иммунитет сразу встречает их во всеоружии. Приобретенному нужно несколько дней, чтобы познакомиться с антигенами, научиться их атаковать. Когда сил врожденной защиты не хватает, он приходит на помощь и довершает дело.
Солдаты адаптивного иммунитета – это T- и B-клетки. Первые сами уничтожают чужаков, а вторые вырабатывают антитела – около 100 миллионов разных видов. еще одна особенность врожденного иммунитета в том, что на его формирование сильно влияет окружающая среда.
Формирование иммунитета
Иммунная система формируется с момента рождения до полового созревания и обретает более-менее завершенный вид к 15 годам. В развитии адаптивного иммунитета выделяют несколько ключевых этапов:
-
первый критический период – 28 дней;
-
второй критический период – от 3 до 6 месяцев;
-
третий критический период – второй год жизни;
-
четвертый критический период – от 4 до 6 лет;
-
пятый критический период – подростковый возраст, который приходится у мальчиков на 14–15 лет, а у девочек на 12–13 лет.
От того, как протекают эти периоды, зависит, как человек будет болеть инфекциями.
Периоды формирования иммунитета
До рождения детский организм защищен от инфекций материнским иммунитетом. Сразу же после появления на свет малыш начинает контактировать с миллионами бактерий и вирусов, находящихся во внешней среде. Они начинают заселять его кожу, кишечник, дыхательные пути, у девочек – влагалище. Одни из микроорганизмов становятся естественными представителями микрофлоры, другие могут вызывать заболевания, и с ними нужно бороться. И на все иммунная система вынуждена реагировать. Она активно обучается.
Почему болеет ребенок, который сидел дома?
На приемах нашим врачам часто приходится видеть родителей с заболевшим грудничком, удивленно вопрошающих: «Как это могло случиться? Ведь он в садик пока еще не ходит, все время дома, откуда инфекция?». Нередко во время беседы выясняется, что в семье есть еще старший ребенок – детсадовец или школьник. Наши доктора объясняют, что такое явление совершенно нормальное. Иммунная система малыша еще только начала созревать, мы пока не можем утверждать, что она «плохо работает».
Углубляясь немного в физиологию, у детей младшего возраста недостаточно активно протекают реакции с участием нейтрофилов. Эти клетки специализируются на том, что проникают в очаги инфекции и уничтожают бактерии. Потому малыши так восприимчивы к бактериальным инфекциям, в том числе вызванным условно-патогенными микроорганизмами. У них эти заболевания протекают тяжелее, чаще приводят к осложнениям. К тому же у маленьких детей не очень хорошо формируются иммунные реакции против микроорганизмов со сложными видами сахарных покрытий и полисахаридами. К таким, например, относятся пневмококки, менингококки.
После 6 месяцев защита, созданная материнскими антителами, постепенно ослабляется, а к 1,5 годам утрачивается совсем. Формируется собственный иммунитет. В организме накапливаются B-клетки, которые «помнят» определенные патогены и умеют вырабатывать против них антитела. Это лучшее время для того, чтобы познакомить детскую иммунную систему с самыми опасными возбудителями инфекций. И для этого существует безопасный способ – вакцинация. Переболеть – не лучший вариант. Некоторые инфекции, такие как коклюш и полиомиелит, с высокой вероятностью убьют ребенка или сделают инвалидом. И даже такие, казалось бы, безобидные заболевания, как ветрянка, способны протекать в тяжелой форме и приводить к опасным осложнениям.
После двух лет многие дети начинают ходить в детсад, и тут на их организм обрушивается целая лавина новых патогенов. Дети тесно контактируют между собой, используют общие игрушки, и это идеальные условия для распространения вирусов. Как следствие, многие малыши начинают чаще болеть. В это время нередко впервые проявляются аллергии, иммунодефицитные состояния.
Чтобы справиться с незнакомой инфекцией, в первую очередь организм синтезирует антитела, которые называются иммуноглобулинами M (IgM). Спустя 3–5 недель после встречи с патогеном их уровень практически сходит на нет, зато несколько недель растет титр антител IgG. В течение последующих 6 месяцев среди антител происходит что-то вроде естественного отбора, и в итоге остаются только самые лучшие. Собственно, поэтому многие вакцины и вводят повторно – выполняют так называемые ревакцинации. Это помогает отобрать самые эффективные антитела – настоящих опытных ветеранов боев за здоровье.
В то же время местные защитные реакции ребенка, за которые отвечают IgA, по-прежнему остаются незрелыми. Организм все еще уязвим ко многим инфекциям, в частности, заболеваниям ЛОР-органов. Отсюда и частые простуды.
С 4–6 лет иммунитет ребенка уже начинает сильно напоминать «взрослый». Иммунная система активно обучается и запоминает патогены. если организм повторно встретится с тем же возбудителем, то ребенок не заболеет или перенесет инфекцию в бессимптомной, легкой форме. Например, ОРВИ будет протекать просто в виде насморка, без температуры и бронхита.
В подростковом возрасте окончательно формируется характер иммунных реакций. С этого момента уже можно условно (именно условно!) говорить о более «сильном» и «слабом» иммунитете. У подростков не образуется множества новых антител, но в их организме происходит гормональная перестройка, и это сказывается на состоянии иммунной системы. В это время сильное влияние оказывают такие факторы, как курение, употребление алкоголя, недоедание (например, из-за жестких диет), нездоровое питание.
Даже в одной семье дети болеют по-разному. Чисто теоретически было бы логично предположить, что у старшего ребенка иммунитет более обученный, поэтому и инфекциями он должен страдать реже. Зачастую так и бывает, но не обязательно, тут все индивидуально. если один ребенок ходит в школу или садик, а другой сидит дома, или в семье один детсадовец и один школьник, то они могут болеть одинаково часто. Даже если один из этих детей не подхватывает инфекцию нигде «на стороне», то ее «приносит» второй, и в итоге заболевают все равно оба. А родители гадают, почему ребенок стал часто болеть, хотя заразиться ему, вроде бы, было негде.
Что делать, если ребенок часто болеет?
Чтобы выяснить причины частых инфекций и понять, как восстановить иммунитет ребенку, врач должен предпринять некоторые шаги:
- Оценить семейный анамнез. Выяснить, как часто болеют братья, сестры, родители, дяди и тети, бабушки и дедушки. Доктор обязательно спросит родителей, не было ли в семье случаев иммунодефицитных состояний, частых инфекций в молодом возрасте, онкологических заболеваний.
- Оценить симптомы. Врач расспрашивает, как обычно протекают инфекции, есть ли у ребенка какие-либо сопутствующие жалобы.
- Выявить очаги инфекций. Зачастую именно они оттягивают на себя ресурсы и не дают иммунной системе эффективно работать. Нередко такие очаги возникают уже с малых лет.
- Назначить скрининг на кишечную группу – проверку на возбудителей кишечных инфекций.
- Назначить общий анализ крови – помогает выявить воспалительные изменения в организме и другие нарушения. Отдельно оценивают количество нейтрофилов, лимфоцитов и других разновидностей лейкоцитов.
- Провести биохимический анализ крови – помогает выявить обменные нарушения, расстройства со стороны некоторых внутренних органов.
- Направить на осмотр к стоматологу – обязательное мероприятие, так как хронические очаги инфекции зачастую скрываются именно в ротовой полости.
На прием к врачу-иммунологу попадают только 1% часто болеющих детей. И эта цифра наглядно демонстрирует распространенность иммунодефицита. Чаще всего дело не в нем, а в том, что организм на что-то расходует свои ресурсы: на борьбу с патологическим процессом, который можно устранить, если провести правильное лечение.
К иммунологу ребенка направляют после обследования, когда обнаруживают, что в организме нет очагов инфекции, и ослабленную иммунную защиту не удается объяснить. Этот врач-специалист может назначить ультразвуковое исследование лимфоузлов, в некоторых случаях их биопсию, а также другие диагностические процедуры, с помощью которых можно выявить иммунодефицитные состояния.
К слову, иммунодефициты бывают двух видов, в зависимости от времени возникновения и вызвавших их причин:
- Первичные – представляют собой группу наследственных заболеваний, при которых иммунная система не может эффективно бороться с патогенами. Как мы обсуждали выше, иммунитет устроен сложно, состоит из множества звеньев, и сбой может произойти на любом уровне. Например, может отмечаться дефицит T-клеток, B-клеток или путей цитокинов.
- Вторичными называют все иммунодефициты, развивающиеся в более позднем возрасте и не связанные с генетическими нарушениями. Обычно они сопровождают тяжелые заболевания.
Когда необходимо обращаться за помощью?
Часто можно услышать, что для ребенка естественно болеть ОРВИ до 8 раз в год. Но и это не предел. Дети с нормальным иммунитетом могут простужаться хоть каждый месяц, и это не говорит о том, что у них иммунодефицит. Важнее не частота, а характер течения болезни.
Например, если каждая простуда проявляется всего лишь соплями и легким кашлем, то это не повод паниковать. если же она всякий раз перетекает в пневмонию – нужно провериться на иммунодефицитные состояния.
Какими бы частыми ни были инфекции, если все они заканчиваются выздоровлением, не требуют применения антибактериальных препаратов, а ребенок растет и развивается по возрасту – ни о каком иммунодефиците речи не идет.
Профилактика
Многие родители, считающие, что у их ребенка «снижен иммунитет», надеются найти волшебную таблетку, которая все исправит. Аптечные сети готовы предложить множество решений в виде иммуномодуляторов. Но чаще всего в их применении нет необходимости.
В реальности советы, помогающие повысить иммунитет ребенку, довольно банальны.
Одним из основных факторов всегда было и остается полноценное и здоровое питание. Антитела – это по своей природе иммуноглобулины, белки. Для строительства любого белка нужны «кирпичики» – аминокислоты. если они не поступают с пищей в достаточном количестве, то выработка антител снижается, и это ведет к ослаблению защитных сил организма.
Нужны для крепкого иммунитета и витамины с микроэлементами. если их не хватает, то организм хуже сопротивляется возбудителям инфекций. Но это не означает, что срочно нужно покупать витамины для иммунитета детям и постоянно их принимать. Достаточно включить в рацион побольше овощей и фруктов. В соответствии с рекомендациями Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), ежедневные нормативы выглядят следующим образом:
- для детей младше трех лет: до 200 г овощей и до 150 г фруктов;
- для дошкольников старше трех лет: до 200 г овощей и фруктов;
- для школьников: до 300 г овощей и фруктов.
Суточные нормы потребления белка для хорошего функционирования иммунитета, да и вообще для нормального развития детского организма составляют:
- в 1 год – 14,5 г;
- в 2 года – 14,5 г;
- с 4 до 6 лет – 19,7 г;
- с 7 до 10 лет – 28,3 г;
- с 11 до 14 лет – 42,1 г.
В СМИ много пишут о нарастающей эпидемии ожирения среди детей. Но к педиатрам часто обращаются и родители деток с недобором веса. В одних случаях отмечается дефицит массы тела по росту из-за неполноценного питания, а в других нарушено физическое развитие, и ребенок отстает от сверстников как в росте, так и в весе. Как показывает статистика, такие дети страдают инфекциями чаще, и у них эти заболевания протекают тяжелее. Задача врача – выяснить, почему ребенок мало весит, постараться устранить причину, провести коррекцию питания.
Другие меры по укреплению детского иммунитета тоже довольно просты и банальны:
- Ребенку нужен полноценный сон: младенцам 10–12 часов в сутки, детям старше и подросткам – 8–10 часов.
- Регулярная физическая активность. Совсем не обязательно отдавать ребенка в спортивную секцию. Достаточно обычных подвижных игр на свежем воздухе.
- Оградите ребенка от чрезмерного стресса. Не нужно формировать у него «синдром отличника» и под завязку нагружать всевозможными кружками. У него обязательно должно быть свободное время, когда он занимается чем хочет.
- Лучший совет как укрепить иммунитет ребенку против возбудителей самых опасных инфекций – вакцинация в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок.
Итак, теперь вы знаете, почему словосочетание «слабый иммунитет» зачастую не имеет смысла, в чем причина разной частоты заболеваний у детей в одной семье, и в каких случаях действительно нужно бить тревогу.