Развитие речи у детей – достаточно сложный и многоступенчатый процесс. Каждый ребенок учится понимать окружающих и объясняться с ними в своем темпе. Поэтому в настоящее время нормы освоения речи стали менее жесткими. Родителям не стоит бить тревогу, если ребенок друзей начал говорить на месяц раньше. На это влияет скорость физического, психического развития и еще множество факторов. Небольшая разница в развитии речевых навыков у детей допустима.
Диагностировать нарушение развития речи у ребенка может только врач-специалист. Он же при необходимости назначает те или иные виды коррекции. Врачи опираются на общепринятые нормы, и когда ребенок достиг возраста, но не освоил необходимую для него речь, время начать действовать. Задача родителей – своевременно заметить признаки возможных нарушений и обратиться к доктору.
Когда развивается речь у ребенка?
Формирование речи ребенка наиболее интенсивно происходит в первые 3 года жизни, когда его головной мозг активно развивается. Ученые считают, что у малышей есть определенные критические периоды в формировании речевых навыков. Это промежутки времени, когда мозг лучше всего усваивает речь окружающих и учится ей подражать. Если во время них нервная система не получает соответствующих стимулов, то развитие происходит медленнее, и в дальнейшем навыки даются сложнее.
Конечно же, после трехлетнего возраста речевое развитие не заканчивается. В целом в дошкольном возрасте условно выделяют следующие основные периоды:
- малыши 1–3 месяцев только плачут и воркуют;
- младенцы 4–6 месяцев вздыхают, булькают, хрюкают, смеются, визжат, а их плач становится более разнообразным;
- в 6–9 месяцев малыш лепечет и начинает произносить первые слоги, пытается имитировать тон речи взрослых;
- к 18 месяцам многие дети начинают произносить первые слова;
- к 2 годам словарный запас увеличивается до 50 слов, ребенок пытается произносить фразы из двух слов и короткие предложения;
- в 2–3 года многие дети умеют выстраивать предложения из 3 и более слов, узнавать практически все предметы, которые их окружают, в том числе на изображениях, используют местоимения, называют некоторые предметы во множественном числе;
- в 5 лет средний словарный запас ребенка составляет 2500–3000 слов, он часто задает вопросы «Что?», «Почему?» и др. Речь ребенка становится практически такой же, как и у взрослого.
Что влияет на развитие речи?
В настоящее время известно, что на развитие речи детей дошкольного возраста влияет множество факторов. Их можно разделить на пять групп: социальные, перцептивные (связанные с восприятием), когнитивные (связанные с развитием познавательных способностей), концептуальные (связанные с общими знаниями ребенка о мире и особенностями определенных групп слов) и лингвистические (связанные с особенностями языка). Есть разные мнения по поводу того, каким из этих факторов принадлежит более важная роль, но ясно, что все они имеют значение.
Среди главных факторов, влияющих на речевое развитие, можно выделить следующие:
- Общее состояние здоровья, уровень физического и моторного развития. Тяжелые и длительные заболевания, особенно в первые два года жизни, несомненно, влияют на речевое развитие. Из-за болезни ребенок может быть ограничен в общении с другими людьми и это также оказывает негативное влияние. Кроме того, при частых заболеваниях и проблемах со здоровьем снижается уверенность в себе, стремление ребенка к эффективному самовыражению. Не говоря уже о том, что некоторые заболевания, например, проблемы со слухом, напрямую влияют на речевое развитие.
- Регулярное общение родителей с ребенком. Например, исследования показывают, что в семьях, где взрослые часто разговаривают, дети в возрасте 1–3 года слышат за неделю примерно в три раза больше слов, чем в семьях, где общаются редко. Этот фактор настолько важен, что по нему можно прогнозировать уровень речевого развития в девятилетнем возрасте.
- Уровень интеллекта и когнитивные способности. Этот фактор теснейшим образом связан с речевым развитием. В определенном смысле речь ребенка является лучшим индикатором его IQ. Дети с высоким уровнем IQ обычно начинают раньше говорить и понимать обращенную к ним речь. Но если есть задержка, то это вовсе не означает, что малыш «глупый». Важно не забывать, что это процесс индивидуальный, и на него влияют еще и многие другие факторы.
- Окружающая среда, социум. Она может оказывать как благотворное, так и негативное влияние. Речевые навыки лучше развиваются, когда малыш находится в мире, наполненном звуками, зрительными образами, постоянным общением с другими людьми – особенно с теми, у кого богатая, красивая речь, и кто может дополнить ее позитивным эмоциональным общением. Один простой пример: некоторые исследования показали, что речевые навыки формируются лучше у сирот, попавших в приемные семьи, чем у тех, кто остались в детских домах.
- Пол. На первом году жизни между мальчиками и девочками нет особых различий. Но со второго года зачастую речевое развитие девочек происходит быстрее. Они лучше владеют звуками, многие уже в этом возрасте бегло разговаривают. Позже разница опять сглаживается, а впоследствии вносит существенные коррективы социально-экономическое положение. В норме разница в речевом развитии между мальчиками и девочками должна составлять не более 2–3 недель.
- Отношения с членами семьи. Негативное влияние может оказать как отторжение со стороны родителей, так и гиперопека.
- Размер семьи. Тут мнения специалистов расходятся. Одни утверждают, что единственные дети в семье развиваются лучше, потому что им не приходится «конкурировать» за родительское внимание с братьями и сестрами. Другие говорят, что, напротив, многодетные семьи создают более благоприятные условия за счет частых контактов между членами.
Как стимулировать речь ребенка?
Создавать оптимальные условия развития речи детей рекомендуется с самого раннего возраста. Вот несколько простых советов для родителей:
- Чаще разговаривайте с малышом с самого момента рождения. Пока он не понимает вашу речь, но привыкает к ее звучанию, получает пример для подражания на будущее. Когда купаете, одеваете, вывозите на прогулку – комментируйте свои действия. Также рекомендуется корчить рожицы, демонстрировать разные эмоции, издавать различные звуки. Все эти невербальные элементы общения тоже полезны.
- Пойте малышу песенки, рассказывайте стишки, играйте в простенькие игры по типу «ку-ку», «ладушки-ладушки».
- Читайте ребенку книги и старайтесь прививать любовь к чтению, как только он научится сам. Но не нужно давить и форсировать этот процесс. Самым маленьким малышам можно просто показывать картинки и рассказывать, что на них находится.
- Разговаривайте с маленьким ребенком медленно и четко, используя простые предложения. Если ребенок уже разговаривает, то произносите предложения, которые на 1–2 слова длиннее, чем те, которые произносит он сам. Например, если малыш разговаривает предложениями из трех слов, то вы можете использовать по 4–5 слов.
- Во время беседы позволяйте ребенку излагать все его мысли и помогайте их правильно формулировать, расширять.
- Давайте ребенку достаточно времени, чтобы он мог отвечать на ваши вопросы, не перебивайте.
- Чаще обсуждайте с ребенком самые разные темы, в том числе касающиеся искусства, различных областей знаний. Конечно, темы нужно выбирать так, чтобы они были понятны детям соответствующего возраста.
- Расширяйте кругозор ребенка. Чем больше всего он видит вокруг, тем больше и быстрее расширяется его словарный запас.
-
Играйте в дидактические игры. Например, такие, где по картинкам нужно угадывать названия предметов и животных. Такое обучение в игровой форме работает лучше, чем по принуждению.
Некоторых вещей, наоборот, следует избегать. Эти ошибки совершают многие родители:
- Не устраивайте ребенку «экзамены», указывая на какой-нибудь предмет и спрашивая: «Что это такое?». Дети лучше обучаются без подобного давления.
- Не критикуйте малыша, если он не может произнести то или иное слово, совершает ошибки, не выговаривает звуки. Вместо этого лучше самостоятельно правильно произнесите это слово. Например, ребенок говорит «ко», а вы отвечаете: «да, правильно, это кошка».
- Устраните фоновый шум, чтобы ребенок мог слышать ваши разговоры с другими людьми и, не отвлекаясь, тоже в них участвовать: выключите телевизор, радио и пр.
Правила развития речи
На самом деле жестких правил нет. Существует множество методик развития речи у детей. Но важно не переусердствовать. Развитие речи у ребенка должно происходить в соответствии с его естественными ритмами, а они весьма вариативны. Дадим еще несколько полезных советов:
- Будьте хорошим примером для вашего ребенка. Демонстрируйте ему с самого раннего возраста красивую правильную речь. Не используйте детский лепет и не коверкайте слова, очистите собственную речь от слов-паразитов и грубых ругательств.
- Произносите слова четко и медленно, чтобы ребенку было проще вам подражать. Если вы привыкли «жевать» и «глотать» слова в собственной речи, то постарайтесь избавиться от этой привычки.
- Когда разговариваете с ребенком – смотрите на него. Зрительный контакт очень важен.
- Чаще повторяйте новые слова и звуки, которым хотите научить ребенка. Регулярно используйте их в речи.
- Хвалите ребенка всякий раз, когда он правильно произносит новые звуки и слова.
- Не переживайте, если звуки, буквы и слова из уст ребенка в возрасте 2–6 лет звучат как заикание. В большинстве случаев это нормально и проходит в течение нескольких недель или месяцев. Если незнакомый человек не может понять, что говорит маленький ребенок, а понимают только родители – это тоже нормально.
Полезные факты о развитии речи у детей
Родителям полезно знать о некоторых фактах и распространенных мифах:
Факт: Слух очень важен для развития речи
Без нормального слуха ребенок не сможет научиться правильно произносить звуки. Потеря или сильное снижение слуха у малыша первых лет жизни и в ясельном возрасте практически гарантированно приведет к задержке речевого развития. Распространенными причинами снижения слуха у детей являются инфекции среднего уха (средний отит). Отдельно стоит упомянуть «клеевое ухо» – так называется средний отит с выпотом. При этом заболевании в барабанной полости скапливается жидкость (в норме там должен быть только воздух), она может стать густой и клейкой. Отиты поддаются лечению, и если их своевременно устранить, они не приведут к стойкому нарушению развития речи. Реже встречаются более серьезные проблемы, когда тугоухость или полная глухота необратимы.
Миф: Дети, рожденные вторыми и третьими, позже и хуже овладевают речевыми навыками, потому что старшие их часто перебивают и отвечают за них
Это утверждение не находит подтверждения в научных работах. Наличие старших братьев и сестер не влияет на речевое развитие. Конечно же, в любом случае нужно давать маленькому ребенку возможность отвечать, не перебивая его.
Факт: У мальчиков задержки речевого развития более распространены, чем у девочек
Это, действительно так. Соотношение мальчиков и девочек, испытывающих сложности с речью, по разным данным, составляет от 2:1 до 3:1. К слову, заболеваемость аутизмом среди мальчиков тоже выше – примерно в четыре раза.
Миф: Даже если ребенок начал разговаривать явно сильно позже, чем сверстники, потом он всё равно их «догонит»
Да, сроки овладевания речевыми навыками индивидуальны, но до разумного предела. Исследования показывают, что 40–50% детей, которые начинают говорить очень поздно, в итоге так и не могут «догнать» сверстников. Если родители считают, что есть проблема – это не повод паниковать, но однозначно повод проконсультироваться с врачом. Специалист расскажет, есть ли задержка речевого развития, и если есть – какие меры нужно принять.
Особенности возраста
Для каждой возрастной группы характерны свои особенности развития речи ребенка. Рассмотрим основные этапы в рамках дошкольного возраста.
Возраст до 1 года
В первые три месяца жизни звуки, которые издает ребенок, не отличаются разнообразием. Он «общается» с родителями только посредством плача. Но уже с этого возраста рекомендуется регулярно разговаривать с малышом.
Начиная с трехмесячного возраста можно заметить, что крики и плач ребенка стали несколько разными по тональности – так он «сообщает» родителям о разных проблемах. Если рядом слышны знакомые голоса или другие звуки, малыш поворачивается к ним, смотрит, улыбается. В возрасте 3–6 месяцев дети уже не только плачут, но и периодически воркуют, а также пытаются издавать различные звуки в качестве «эксперимента».
В 6–12 месяцев малыш начинает понимать значения некоторых слов, лепечет, используя сочетания согласных и гласных звуков, пробует подражать звукам, которые слышит рядом с собой.
Возраст от 1 года до 2 лет
В 12–18 месяцев многие дети начинают осмысленно произносить первые слова. Малыш всё еще преимущественно использует гласные звуки и только некоторые согласные. К двум годам он уже произносит осмысленно много слов и сочетаний звуков, узнаёт многие предметы, понимает, как ими пользуются. Словарный запас к этому времени может достигать 300 слов. Если приходится использовать сложные слова, то ребенок старается их упрощать, произносит нечетко. При этом он умеет комбинировать фразы из 1–2 слов. Речевое развитие происходит особенно быстро в 1,5–2 года.
Возраст от 2 до 3 лет
В этом возрасте ребенку знакомы местоимения («я», «ты», «он», «она»), пространственные понятия («в», «на», «внутри», «снаружи»), описательные прилагательные («большой», «маленький»), множественное число предметов.
Словарный запас малыша продолжает расширяться, и теперь он умеет составлять фразы из трех слов. Речь становится более внятной, но всё же незнакомые люди могут не понять большую часть сказанного. Дети 2–3 лет начинают использовать вопросительные предложения, например, «моя игрушка?». К трем годам словарный запас увеличивается до 1000 слов.
Возраст от 3 до 4 лет
В этой возрастной группе ребенок знает названия цветов и умеет их определять, объединяет предметы в группы, например, понимает, что относится к понятиям «одежда» и «игрушки». Он отвечает на простые вопросы взрослых, может объяснить, как использовать некоторые предметы, повторяет услышанные фразы. Рассуждая об окружающем мире, малыш не просто что-то говорит, а выражает свои чувства.
Четырехлетний ребенок хорошо произносит многие звуки, но некоторые сложные ему пока еще даются с трудом. Тем не менее незнакомый взрослый обычно может полностью разобрать, о чем он говорит. Словарный запас составляет около 2000 слов.
Возраст от 4 до 5 лет
Ребенок продолжает осваивать пространственные понятия, может хорошо объяснить, где находится предмет по отношению к другому предмету, человеку, к нему самому. Он отвечает на довольно сложные вопросы, а его собственная речь становится полностью понятной, если не считать некоторых сложных звуков и слов.
К пятилетнему возрасту дети умеют описывать сложные действия, используют глаголы в разных временах, отвечают на вопросы «почему», распределяют предметы по категориям. Словарный запас увеличивается до 3000 слов.
Возраст от 5 до 7 лет
После пяти лет ребенок овладевает такими навыками, как:
- Временные последовательности – понимает и может объяснить, что произошло сначала и что потом.
- Поддерживает разговор.
- Понимает рифмы и даже может сам их придумывать.
- Выстраивает предложения из 8 и более слов.
- Использует сложные предложения.
- Детально описывает различные объекты.
- Составляет истории на основе изображений.
Многих родителей беспокоит вопрос о том, когда ребенок должен научиться выговаривать самый сложный звук – «р». Обычно это происходит к 5 годам. Учить ребенка произносить этот звук сильно раньше, например, в 3 года, бессмысленно и даже вредно. Вместо нормального может сформироваться горловой звук «р», и потом от него будет сложно избавиться.
Что делать, если у ребенка задержка речевого развития?
Во-первых, нужно помнить, что самодиагностика недопустима. Констатировать задержку речевого развития может только врач-специалист. В таких случаях требуется лечение основного заболевания (например, если проблема вызвана неврологическими расстройствами, нарушением слуха) и специальная коррекция. К работе с ребенком могут быть привлечены такие специалисты, как педиатр, логопед, педагоги, аудиолог (специалист в области нарушений слуха), психолог и др.
Когда обращаться к врачу?
Заподозрить у ребенка нарушение речевого развития можно по некоторым признакам. Они и должны стать причиной для обращения к врачу:
- К 12 месяцам ребенок не пытается общаться со взрослыми, используя звуки, лепет, жесты, мимику или слова, даже когда он испытывает дискомфорт, и ему требуется помощь.
- К 2 годам ребенок знает менее 50 слов и не умеет соединять их в короткие предложения, не реагирует на простые вопросы, произносит слова неосознанно, просто копируя.
- К 3 годам: не задает вопросы, не может выстроить предложение из трех слов.
- К 5–6 годам: знает очень мало слов, затрудняется с построением фраз, постоянно неправильно использует глаголы, не понимает значений слов и фраз.
- К 6 годам: речь ребенка сложно понять, или он говорит неполными предложениями, не понимает, как выполнить достаточно сложную и длинную инструкцию, например: «поставь тарелку в мойку после того, как доешь суп».
- К 8 годам: заикается, шепелявит во время разговора, испытывает сложности с выполнением инструкций от взрослых.
В любом возрасте тревожный признак – если ребенок овладел какими-либо речевыми навыками, а потом опять их утратил. Вообще, посоветоваться с врачом стоит, если у родителей есть любые подозрения, что что-то идет не так. Лучше лишний раз перестраховаться и убедиться, что всё в порядке, чем пропустить серьезное нарушение. Обратиться можно к педиатру: если потребуется, он направит к профильному специалисту. Врач в клинике «Наше время» обязательно вас внимательно выслушает, осмотрит ребенка и даст компетентные рекомендации в соответствии с принципами доказательной медицины. Если небольшое отставание в данном случае является нормой – наш доктор так и объяснит, а не станет назначать ненужные обследования и сомнительные процедуры.
Главное
- Речевое развитие – довольно сложный процесс. Наиболее активно он происходит в возрасте 1–3 лет, у каждого ребенка в своем темпе. Не стоит ориентироваться на жесткие показатели.
- На развитие речи влияет множество факторов, как внутренних (общее физическое развитие, когнитивные навыки, состояние здоровья, слуха, зрелость нервной системы), так и внешние (атмосфера в семье, общение с родителями и пр.).
- Для каждой возрастной группы характерны определенные речевые навыки. Но, опять же, это не жесткие требования. У кого-то может быть немного раньше, у кого-то – немного позже.
- Раннее развитие речи детей нельзя искусственно форсировать – это будет бесполезно или даже может навредить.
- Если родители подозревают, что у ребенка есть нарушение – нужно обратиться к педиатру. При необходимости он направит к профильным специалистам.
- Если выявлено отклонение, то нужно искать и лечить заболевание, которое могло к нему привести, заниматься коррекцией с участием логопеда, педагогов, психолога и др.
Список источников:
- Age-Appropriate Speech and Language Milestones. Stanford Medicine.
- Suitable for 6 months-8 years Language delay. raisingchildren.net.au.
- Delayed Speech or Language Development. Nemours Kids Health.
- Deeksha S. Language Development of a Child: 8 Main Factors.
- Speech development in children. healthdirect.gov.au.
- NIH. Speech and Language Developmental Milestones.
- Ages and stages. Speech and Language UK.
- NHS. Speech and language development (from 12 to 24 months).
- Factors that Influence Language Development. Encyclopedia on early childhood development.
- Арнаутова Людмила Викторовна. Факторы, влияющие на полноценное развитие речи детей. Учебно-методический материал по логопедии.
- Dohun Kim, M.D., Ph.D., and Jung-Won Lee, Ph.D. Current Status of Lung Cancer and Surgery Based on Studies Using a Nationwide Database. J Chest Surg. 2022 Feb 5; 55(1): 1–9.
- Sandy L. Gonzalez, Veronica Alvarez, Eliza L. Nelson. Do Gross and Fine Motor Skills Differentially Contribute to Language Outcomes? A Systematic Review. Front. Psychol., 03 December 2019, Sec. Developmental Psychology, Volume 10 - 2019 | https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.02670.
- Language development: 5-8 years. raisingchildren.net.au.
- Child Speech Development Guideline. sjchs.org.
- Glue ear. healthdirect.gov.au.
- Lauren Lowry. Fact or Fiction? The Top 10 Assumptions about Early Speech and Language Development.