Педиатр Врачинская Людмила Юрьевна расскажет нам как и когда вводить прикорм у детей.
Прикорм грудного ребенка – тема, окутанная многочисленными мифами. Что мы только ни слышали на эту тему в своей жизни. Какие только советы ни получали от бабушек, подруг, мам с детской площадки и из социальных сетей. Как родителям не запутаться в этом потоке информации и правильно, с легкостью и без страха ступить на путь формирования пищевого интереса своего ребенка?
Введение прикорма – это тонкий момент, в котором идет формирование будущих пищевых предпочтений и одновременно удовлетворяются высокие пищевые потребности малыша. Если знать главный принцип разделения ответственности в питании, то кормление будет успешным. Родители в ответе за то, где, что и когда должен есть их ребенок. Малыши ответственны за то, как много съесть за раз и есть ли вообще [3]. Если каждая сторона выполняет свои обязанности, то проблем в питании можно не ждать. Но как только родители пытаются взять на себя ответственность ребенка (например, настаивают на своем количестве пищи), взаимопонимание нарушено и возникают претензии у обеих сторон. Это самый главный этап в закладке фундамента отношений ребенка с едой. Отнеситесь к этому серьезно, вводя первый прикорм ребенка.
Что такое прикорм? Почему нельзя допаивать водой младенцев?
Прикорм – все продукты, плотные и жидкие, кроме грудного молока или адаптированных смесей (Европейское общество педиатрических гастроэнтерологии, гепатологии и питания - ESPGHAN).
Другими словами, если допаивать ребенка водой, то это тоже будет считаться прикормом. Ребенка не стоит допаивать водой при грудном или искусственном виде вскармливания. Грудное молоко на 88% состоит из воды, а смеси разводятся водой согласно инструкции, которую нельзя нарушать. Избыточное потребление жидкости может привести к интоксикации (гипонатриемии) у малыша. Это достаточно опасное состояние в первые месяцы жизни.
Типы прикорма
- Педиатрический прикорм рекомендован Национальной программой оптимизации питания детей младше года РФ, в которой предлагается ориентировочная последовательность введения продуктов при первых прикормах.
- BLW (baby-led weaning- самопроизвольное отлучение от груди) или самоприкорм позволяет развить способности самостоятельного пищевого поведения малыша. Требует определенных моторных навыков у ребенка. Первый кусочек длиной с указательный палец мамы, который можно размять в руке, с переходом на мелкие кусочки при освоении пинцетного захвата. Главный здесь ребенок, мама предлагает, а малыш выбирает.
- Педагогический прикорм помогает познакомить малыша с пищей с общего стола, развить интерес и обучить основным правилам за столом, предлагают начать с “микродоз” не пюрированной пищи.
Когда вводить прикорм?
Национальная программа оптимизации питания детей до года РФ, ВОЗ, Американская академия педиатрии (ААР), ESPGHAN сходятся в своих рекомендациях, что начало прикорма ребенка должно прийтись на возраст не позднее 6 мес., но не раньше 4 мес. жизни.
Почему не стоит торопиться?
Исследования показывают, что, если вводить прикорм малышу до 3-4 месяцев, то повышается риск ожирения, сахарного диабета, аспирации, пневмонии, отитов, желудочно-кишечных заболеваний. В дальнейшем отмечается неофобия, избирательность в еде. Слишком рано введенный прикорм ребенка на грудном вскармливании может вытеснить кормления грудью, а значит малыш с большей вероятностью будет недополучать ценные нутриенты и калории.
Последствия позднего введения прикорма
Если же с прикормом припоздниться, то это может вызвать потерю пищевого интереса, нехватку питательных веществ и микронутриентов, угасание жевательных навыков, нарушение пищевого поведения в дальнейшем.
У детей выделяют чувствительный и критический периоды. В чувствительный период малыш готов воспринять широкий спектр вкусов и способен более легко освоить новые навыки. А в критический период ребенку уже тяжело учиться чему-то новому, мозг не хочет работать в новом ключе, а некоторые нейронные связи вообще могут отключиться за ненадобностью. Исходя из этого, прикорм должен быть введен не раньше 4 месяцев и не позже 6 мес.
Какими навыками должен обладать малыш?
Вводить прикорм ребенку стоит, когда у него сформированы определенные навыки:
- Ребенок может сидеть с поддержкой или самостоятельно. Кормить лежачего ребенка опасно, так как повышается риск аспирации (попадания пищи в дыхательные пути). Нельзя использовать для кормления шезлонг и автокресло, потому что малыш в нем находится в положении полулежа, а не сидит.
- Ребенок может держать голову вертикально и устойчиво, сидя во время еды.
- Проявляет пищевой интерес:
- открывает рот, когда подносят ложку с едой, и расстраивается, если ложка оказывается не у него во рту;
- тянет ручки к еде;
- пытается выхватить еду из маминых рук.
С каких продуктов начать прикорм?
В настоящее время прикорм можно начать традиционно, предлагая пюрированную пищу и постепенно переходить на мягкие кусочки. Или можно пойти более модным путем и начать прикорм в виде мягких кусочков сразу. Развею очередной миф о том, что начинать можно только с определенных продуктов. Нет исследований, которые бы подтверждали преимущество введения тех или иных продуктов в определенной последовательности. В прикорме допустимо использовать любые продукты в пригодном для младенца виде.
Перед тем как делать первый прикорм грудному ребенку, желательно посетить педиатра, чтобы уточнить готов ли малыш к введению новой пищи. Врач посоветует с каких продукт начать прикорм. Например, при жидком стуле рекомендуют начать с рисовой каши, при запоре - с овощей или фруктов. К каждому ребенку, в любом случае, нужен индивидуальный подход, все абсолютно разные.
Поначалу в каши и смеси можно добавлять грудное молоко.
Постепенно вводят все более разнообразные по вкусу, консистенции, аромату, внешнему виду продукты. Параллельно продолжают кормления грудью в том же режиме. Не нужно стараться быстро заменить грудное или искусственное вскармливание на новую пищу. Тем более, в материнском молоке присутствуют ферменты, которые будут помогать в переваривании новых продуктов. Главная задача-познакомить ребенка с разнообразным гастрономическим миром, сформировать устойчивый интерес к еде и правильное пищевое поведение.
Используйте продукты, которые свойственны вашему семейному рациону. Например, если в семье не едят брокколи, то и малышу не стоит ее предлагать.
Первые продукты прикорма:
- Обогащенные железом безмолочные каши + сливочное масло
- Пюре или фарш из красного или белого мяса, включая рыбу
- Вареные, пареные или запеченные в духовке монокомпонентные овощи + растительное масло. Стремитесь к тому, чтобы они были в ежедневном рационе, всех цветов радуги
- Зеленые бобовые (зеленый горошек, спаржевая фасоль)
- Фрукты печеные или протертые
- Вареное яйцо или омлет
- Молочные продукты — например, творог, йогурт, ряженка
- Цельнозерновой хлеб, крупы и макаронные изделия
- Вода по желанию.
Схема введения прикорма
Провоцируйте пищевой интерес перед началом введения прикорма. Кушайте с удовольствием разнообразную и яркую еду при ребенке. Дайте ребенку составить вам компанию за ужином.
Начать прикорм допустимо с 1 чайной ложки многокомпонентной, не жидкой, пюрированной или размятой вилкой пищи в утренние часы и постепенно увеличивая ее количество.
Прикорм ребенку на грудном вскармливании можно предложить после прикладывания к груди или наоборот.
Новый продукт вводим за 3-4 дня, при этом наблюдаем за реакцией организма ребенка (аллергия, запор, рвота, кровь в стуле, диарея, сыпь).
Сохраняем до 9-10 месяцев грудное или искусственное вскармливание в те кормления, когда даем прикорм.
В возрасте 8 месяцев ребенок уже должен получать пищу кусочками, даже если не прорезались зубки. Кусочки должны быть мягкими и их можно легко размять пальцами. Диаметр кусочка не должен быть больше 7-9 мм. Начинается время «пальчиковой еды», грязных стен и полов. Не нервничайте и продолжайте спокойно тренировать пинцетный захват. “Кусочковая” еда развивает мелкую моторику и координацию рук.
Педиатры развитых стран рекомендуют избегать твердых, скользких и гладких кусочков: яблок, груш, моркови, сухарей, зерен кукурузы, попкорна, целого винограда, орехов, целых бобов, семечек.
У большинства родителей введение кусочков в прикорм вызывает тревогу и переживания. Как можно снизить уровень тревоги, которую, кстати, чувствуют малыши? Можно посетить курсы по оказанию первой помощи или самостоятельно изучить приемы, которые используют у малышей первых лет жизни. Эти знания на порядок снизят тревогу. Помните, что диаметр пищевода у ребенка до года до 0,8 см. Следовательно, кусочки должны быть чуть меньше. Малыш может поперхнуться при введении прикорма, будьте к этому готовы.
Когда вводить аллергенные продукты?
Не откладывайте введение в прикорм «аллергенных» продуктов. Чем позже они будут введены, тем больше рисков развития аллергии. Американская ассоциация педиатров (ААР) на основании исследований рекомендуют введение аллергенных продуктов в 4-6 месяцев.
Аллергенные продукты стоит вводить осторожно. Дайте облизнуть, понюхать, а затем пробовать кушать. Если аллергическая реакция подтвердилась у малыша, то не спешите убирать из рациона все продукты и не бойтесь вводить новые. Исключите этот продукт на время. Начните вести пищевой дневник. Не вводите в один день несколько новых продуктов.
Помните про продукты гистаминолибераторы или псевдоаллергены (цитрусовые, клубника, ярко окрашенные ягоды и фрукты, шоколад). Их нужно вводить по чуть-чуть. Проявления симптомов на коже напрямую зависит от количества съеденных продуктов.
Связь пищевого интереса с микроэлементами.
Проконсультируйтесь с педиатром насчет рекомендаций по добавкам витамина D и железа в течение первого года жизни. Чаще всего у деток первого года жизни, которые находятся на грудном вскармливании, выше риски развития железодефицитной анемии.
Согласно клиническим рекомендациям, доношенным детям на грудном и искусственном вскармливании, начиная с 4 месячного возраста и до введения прикорма, рекомендован дополнительный прием препарата железа из расчета 1 мг на кг в сутки. Недоношенным торопыжкам, находящимся на грудном вскармливании, начиная с 1 месяца жизни и до перехода на искусственное вскармливание молочными смесями, обогащенными железом, или до введения первого прикорма, рекомендуется на 1 кг массы тела 2 мг препаратов железа в сутки.
Порой родители сталкиваются с тем, что ребенок отказывается от прикорма. Мамы включают все силы, песни, пляски, но ничего не помогает. Данная ситуация может возникнуть при дефиците железа. Один из маркеров отсутствия интереса к пище - недостаток этого микроэлемента. Если вы столкнулись с такой проблемой, обсудите этот момент со своим врачом. Доктор оценит уровень гемоглобина и эритроцитарные индексы, уровень которых отличается в разных возрастных категориях.
Как не подавить пищевой интерес?
Избегайте провоцирующих факторов снижения пищевого интереса:
- быстрый прикорм большими порциями
- пищевое насилие (кормление силой, под мультики, через плач и крики, длительное удержание за столиком)
- очень продолжительное время знакомства с 1 продуктом (7-10 дней)
Продукты, которые не стоит давать в прикорм?
- Цельное молоко до 12 месяцев (мешает усваиваться железу, в результате чего у ребенка может развиться железодефицитная анемия)
- Мед (может содержать споры ботулизма)
- Сахар, соль (если добавлять соль в первый прикорм, то пристрастие к соли останется и в будущем, что является нездоровой привычкой)
- Цельные орехи (риск удушья)
- Рисовые напитки (из-за повышенной концентрации мышьяка)
- Лесные грибы
- Сырые яйца, сырое мясо
- Красная икра
- Акула, тунец, марлин (высокое содержание ртути)
- Чай, кофе, энергетические напитки
- Сок нежелательно вводить в рацион ребенка до 1 года, так как он не пригоден для детского питания, потому что часто вызывает диарею и кариес у малышей.
Как продолжать введение прикорма?
Приблизительно к 12-15 месяцам малыши могут кушать с общего стола. Большую часть энергии и питательных веществ малыш старше года должен получать из готовой пищи, а продолжение грудного вскармливания будет дополнительным бонусом. В рационе у малыша к этому времени около 40 продуктов. При этом стоит отметить, что Американская ассоциация педиатров (ААР) рекомендует продолжать грудное вскармливание после введения прикорма столько, сколько пожелаете вы и ваш ребенок.
Выводы
- Кормите в стульчике, обязательно пристегивайте ребенка (можно посадить к себе на колени).
- Кушайте вместе с малышом за одним столом.
- Давайте ребенку разноцветную пищу, чтобы в дальнейшем он не был слишком избирательным.
- После введения монокомпонентных продуктов переходите к более сложным блюдам.
- Не затягивайте с переходом от жидкой консистенции еды к кусочковой пище.
- Старайтесь кормить с ложки или предлагайте кусочки.
- Кормите ребенка не спеша, ждите, пока он покажет, что готов.
- Предлагайте воду из чашки.
- Предлагайте еду (даже ту, от которой ребенок ранее отказывался), но не настаивайте.
- Съеденный объем прикорма контролирует сам ребенок, а не мама, бабушка или педиатр.
- Учитесь реагировать на сигналы голода (сосание, плач, раздражительность, возбуждающие движения конечностей) и насыщения (отворачивает голову от еды, отталкивает посуду, не открывает рот, качает головой, плач, рвота)
- Не кормите ребенка под мультики и планшеты.
Источники:
-
Программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской П78 Федерации: методические рекомендации / ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России. — М.: б. и., 2019. С 31-34.
-
Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста. Методические рекомендации для Европейского региона ВОЗ с особым акцентом на республики бывшего Советского Союза. WHO, 2003.
-
Эллин Сэттер «Кормление и питание ребенка от 0 до 5 лет с любовью и здравым смыслом» Настольная книга для родителей Перевод с англ. - М.: Мартин, 2012. 384с.
-
Мария Кардакова «Сначала суп, потом десерт» ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2020. 191с.
-
А.В. Ситнова «Pro Питание детей без слез и уговоров» -Москва: Издательство АСТ, 2020. 240с., С 53-145.
-
Клинические рекомендации «Железодефицитная анемия». (09.09.2021) – Утверждены Минздравом РФ.
-
Питание детей грудного и раннего возраста. / Всемирная организация здравоохранения. 2018.
-
Prevention of Food Allergy: The Significance of Early Introduction. Pasquale Comberiati et al. Medicina (Kaunas). 2019.
-
Joan Younger Meek, Policy Statement: Breastfeeding and the Use of Human Milk Pediatrics. 2022.
-
Fangupo, L. J., Heath, A. L. M., Williams, S. M., Erickson Williams, L. W., Morison, B. J., Fleming, E. A.. A Baby-Led Approach to Eating Solids and Risk of Choking, Pediatrics. 2016.
-
Harris, G., & Mason, S. Are There Sensitive Periods for Food Acceptance in Infancy? Current nutrition repost, 190–196, 2017.
-
Green, J. R., Simione, M., le Révérend, B., Wilson, E. M. Advancement in Texture in Early Complementary Feeding and the Relevance to Developmental Outcomes. / Nestle Nutr Inst Workshop Ser. 2017./ https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/28315885/
-
Cesar G Victora, Rajiv Bahl, Aluísio J D Barros, Giovanny V A França, Susan Horton, Julia Krasevec, Simon Murch, Mari Jeeva Sankar, Neff Walker, Nigel C Rollins; Lancet Breastfeeding Series Group. Breastfeeding in the 21st century: epidemiology, mechanisms, and lifelong effect. / Lancet. 2016.
-
British Nutrition Foundation. / https://www.nutrition.org.uk
- A Baby Food Revolution. How to Introduce Real Food to Babies. / SOLID STARTS / https://solidstarts.com/